Никола зимний

Никола зимний 

Николай Чудотворец — Милостивый святой

Святитель
Николай (ок.270 г- ок. 345) в Ликии. Почитается
в Православной, Церковной, Англиканской,
Лютеранской и древневосточных церквях,
в лике святителей. Основная святыня —
мощи в городке Бари в Италии, также часть
мощей в Венеции. Деньки памяти 6/19 декабря
и 9/22 мая. Покровитель плавающих и
путешествующих

Никола
Зимний

Зима
вступила в свои права. Идет Филипповский,
либо Рождественский, пост. Деревня живет
веселым ожиданием Рождества Христова,
готовится к радостным Святкам. На это
время, 19 декабря по новенькому стилю,
приходится возлюбленный народом праздничек
Никола
зимний —

денек памяти
Святителя
Николая, архиепископа Мир Ликийских,
Чудотворца, либо, как по другому гласили
фермеры —
Милостивый
святой.
Николай
Чудотворец – давно один из самых
возлюбленных народом святых.
По поверьям,
он оказывает помощь в сложных актуальных
ситуациях, бытовых и хозяйственных
дилеммах, нелегком крестьянском труде.
Иногда людям даже не приходится просить
о этом святого – Николай-угодник
расчудесным образом сам является и помогает
нуждающимся.

Никола Милостивый –
так называли его фермеры. Истоки этих
верований – церковное жизнеописание
святого. Народу Николай Чудотворец
представлялся в виде старика с посохом,
ходящего по Руси-матушке и помогающего
деревенским жителям очевидно либо потаенно.
Люди гласили: «Всем богам по сапогам,
а Николе боле, что прогуливается боле».
Денек
Николы Милостивого, 19 декабря, с давнешних
времен с уважением отмечается
путниками, в особенности мореходами.

Везде Николай Чудотворец
числился покровителем моряков. Согласно
церковным преданиям, еще при жизни
святой не раз выручал терпящих бедствие
на море и в речных водах. В благодарность
за покровительство святителю Николаю
на российской земле, в ее прибрежных районах,
мореплавателями и обеспеченными негоциантами, торговцами
заокеанскими продуктами было воздвигнуто
огромное количество церквей, именуемых в народе
храмами Николы Влажного.
На Руси
Чудотворец занимал 2-ое пространство (опосля
Богоматери) по количеству посвященных
ему церквей: одни были воздвигнуты в
честь Николы зимнего, морозного – из-за
конфигураций, происходящих в природе, а
остальные – в честь престольного праздничка
22 мая, именуемого в народе Николой
весенним, зеленоватым. Никола зимнийНа иконах на Руси Николу зимнего изображали в головном уборе, а Николу весеннего без головного убора.

Один из храмов,
посвященных святому, – Никольский собор
в подмосковном Серпухове. Старожилы
ведали, что одну из его стенок с
внешной стороны украшал образ Николая
Чудотворца, который во времена гонений
на Церковь всячески пробовали закрасить
и стереть, но лик всякий раз проявлялся
вновь и вновь, снова демонстрируя силу и
святость места.

Никольские
ярмарки


В
народном представлении Николай Чудотворец
брал на себя функции собственного предшественника
– языческого бога Велеса. Одной из его
черт было покровительство торговле. В
поселениях, где стояли церкви Николы
зимнего, 19 декабря устраивались Никольские
ярмарки.
На Руси языческой это были
торжища в честь Велеса, на Руси православной
– в честь Николая Чудотворца. На
Никольских ярмарках никто не страшился
мошенничества – верили, что посреди гулкой
человеческой толпы прогуливается сам угодник, смотрит
за всеми и наказывает обманщиков и
проходимцев.

Основным
продуктом на ярмарках был хлеб, который
свозили по уже устоявшемуся санному
пути. Обычно, на зерно и остальные
плоды земледелия к тому времени
устанавливалась окончательная стоимость:
была рассчитана потребность, оценен
собранный сбор, выявлены избытки. Так
и гласили: «Никольский торг – всему
указ», «Цены на хлеб строит Никольский
торг».

Никола зимнийНикольщина

Посетив
ярмарку, продав продукт, получив средства,
запасшись различными угощениями,
фермеры устраивали торжественные
гуляния, главными чертами которых
были хождение в гости и совместные
застолья. Затягивалось народное
празднование, именуемое в народе
Никольщиной, денька на три.
По традиции,
на Николу зимнего все родственники
собирались в доме самого старшего в
роду – большака.
Вкупе варили пиво,
выставляли брагу из новейшего зерна, пекли
пироги, вскладчину брали угощения.
На
праздновании совместно трапезничали как
друзья, так и неприятели. Гласили: «На
Никольщину друга зови и недруга – все
друзьями станут». На стол обязательно
ставили каравай, который делился меж
всеми участниками застолья. То, что его
съедали совместно, символизировало
примирение, которым, обычно,
заканчивалась Никольщина. Также о
окончании вражды и размолвок гласил
ритуал «свадьбы пива»: хмельной напиток
из различных домов сливали в один сосуд,
из которого его разливали всем собравшимся
за столом.

Встреча
Моро
за

Никола зимнийВ
редчайший год на Руси в этот денек не бывает
морозов.

Гласили:
«на Студеного Николу снег навалит гору»,

«Подошёл
бы Николин денек, будет и зима на санках»,

«Зима
силу набирает, солнце на весну
поворачивает».

Фермеры
давно примечали, что к Николе зимнему
инсталлируются 1-ые мощные морозы
– никольские.
Во времена язычества в
эту пору устраивали встречу Морозу –
одному из воплощений Велеса, черты
которого перенял Николай Чудотворец.
Мороз, как и угодник, представлялся
крестьянам в виде старика. Его преклонный
возраст ассоциировался с в зимнюю пору, как с
окончанием года и окончанием людской
жизни. По поверьям, Мороз владычествовал
над холодами, снегами да метелями.
Женой его была кросотка Зима.

На
российских иконах Николая Чудотворца
изображают старым человеком — с седоватый
бородой, с залысинами на лбу, и в
епископском облачении. С приходом
христианства на Русь в народных верованиях
равномерно обозначился Дед Мороз –
органичное слияние языческого Мороза
и святого Николая Чудотворца. Денек
памяти Божьего угодника совпадал со
встречей прохладного воплощения Велеса,
а церковное писание наделяло его
способностью незримо посодействовать, кое-чем
одарить нуждающихся.
Вот так христианский
святитель Николай, архиепископ Мир
Ликийских, надел длинноватую шубу и теплые
валенки, стал разносить рождественские,
а позднее новогодние подарки ребятне,
пряча их под нарядной елкой.

Никола зимнийПрототипом
Санта-Клауса
также
является Святой Николай.
Сначало конкретно от имени этого
святого дарились в Европе подарки детям
в собственный денек почитания святого по
церковному календарю — 6 декабря. Но
в период Реформации, выступавшей против
почитания святых, в Германии и сопредельных
странах Святой Николай был заменен в
качестве персонажа вручающего подарки
на малыша Христа, а денек вручения
подарков был перенесен с 6 декабря на
период рождественских ярмарок, другими словами
на 24 декабря. В период контрреформации
образ Святого Николая возвратился в обиход,
но он уже крепко ассоциировался с
рождественскими праздничками, где стал
выступать в качестве дарителя подарков.

При всем этом если в Великобритании в XVIIв. появился
образ абстрактного «отца Рождества»,
то в Голландии подарки детям доныне
продолжает даровать Синтерклаас, другими словами
святой Николай, которого изображают
как величавого старика в красноватом
епископском облачении; часть голландцев
дарует подарки детям на 6 декабря, часть
— на Рождество, часть — на оба праздничка.
В Северной Америке голландский Синтерклаас
перевоплотился в Санта Клауса (видимо в
Нью-Йорке, основанном голландцами;
1-ое упоминание 1772г.).